В некоторых семьях считается, что игра – это только для малышей, а в других семьях игры – это то, что объединяет несколько поколений. Иногда есть игры, в которые дети играют между собой или с ровесниками, в какие-то – только с мамой или только с папой. Скажем, у одних моих знакомых дети обычно собирают конструкторы и железную дорогу с папой, а в словесные игры – с мамой.
В моём детстве было много игр, которые нас всех объединяли, и мы с моими детьми тоже много играли и в устные игры, и в настольные.
Что мне кажется важным при обсуждении семейных игр.
Во-первых, игра – для радости. И если мама терпеть не может понарошку поить кукол чаем, то лучше выбрать другое общее занятие, например, почитать вместе или испечь пирог, или поиграть в настолку, которую все любят. Играть через силу – никому не нужно! Дети отлично чувствуют, если вам скучно.
Во-вторых, игра не обязательно должна быть соревновательной, не во всех играх важно, кто выиграл. Есть много игр ради процесса. И эти игры тоже очень много всего развивают (если вам обязательно нужно видеть во всём пользу). Игра в магазин или в кафе может развивать и навыки арифметики, и чтение, и письмо. Игра в дорисовки и в пантомимы – развивает фантазию.
В-третьих, игры бывают стратегические, на подумать, например, Каркассон или Блокус, и можно играть командами, и по ходу игры обсуждать с ребёнком, почему вы решили сделать такой ход, и что вы собираетесь делать дальше.
Можно выбирать игры, которые развивают тот или иной навык. Например, когда я поняла, что моему сыну сложно рисовать буквы и цифры в мелких клеточках, мы с ним начали много играть в крестики-нолики – и он научился вписывать нолики в нужные клеточки. А если я вижу, что у моих учеников плохо с арифметикой в первом десятке, то мы с ними играем в разные вариации игр – с двумя игральными кубиками, например, 4 в ряд на сложение
Если я вижу, что ребёнок устаёт в школе и у него много всяких обязательных дел, домашних работ и тд, то я выбираю игру не на скорость, например, в дорисовки или в волшебную палочку. А если выбираю настольную игру, то кооперативную, типа “Коварного лиса”, где все вместе играют против поля.
Если я вижу, что у ребенка в школе сложности с арифметикой, то я выбираю одну из арифметических настолок. А если сложности с чтением, то играем в “Зверобуквы”, “Читай-хватай” или “Тюшку”
У нас есть обзор семейных настольных игр и обзор игр на внимание.
В любом случае, настольные игры – это повод собраться всем вместе и приятно провести время.
Устные игры и игры без реквизита очень выручают в дороге.
Вы можете посмотреть запись семинара “Игры в дороге и игры с тем, что под рукой“
У Мышематики есть занятия математикой и чтением, очно и онлайн, а ещё игры и головоломки под распечатку.