Состав числа — это тоже повод поиграть

Состав числа или таблица сложения — это очень простая штука. Если мы знаем, что 5 конфет мы можем получить так: 1 лимонная и 4 клубничных или 2 лимонных и 3 клубничных — это будет состав числа 5. На самом деле у нас может быть и не два, а три или четыре сорта конфет. Тогда состав числа 5 — это, к примеру, 3 шоколадных, 1 лимонная и 1 клубничная. Или 2 шоколадных, 2 клубничных, 1 лимонная.

Некоторые учителя предлагают детям выучить состав числа наизусть, как стишок: «Пять — это два плюс три. Пять — это четыре плюс один». У такого традиционного подхода есть очевидный минус: дети могут произнести этот стишок, но не всегда могут применить это знание. К тому же, этот стишок нам ничего не говорит о ситуации, когда слагаемых три или четыре.

Гораздо эффективнее учить состав числа, играя в настольную игру «турбосчёт» или в другие арифметические игры, например, в игру-ходилку «вместе за сыром».

Игральные кубики дают нам возможность дать каждому из детей своё задание. Брось кубик — и возьми столько синих палочек. Потом брось второй кубик — и возьми столько красных палочек. А теперь из всех своих палочек построй картинку — и нарисуй её.

Другие варианты игры: берём два кубика, и первый нам подсказывает, сколько синих вагонов прицепить к паровозу, а второй кубик говорит, сколько было красных вагонов. А потом считаем сумму — сколько всего вагонов?

Сюжет игры может быть разный: сколько выпало в первый раз, столько нарисуй в компоте вишен, а сколько выпало второй раз — столько нарисуй груш.

Мы можем учить детей соотносить нарисованные бусы или доминошки — и примеры, записанные числами.

Игральные кубики дают нам возможность придумать самые разные игры, арифметические и логические. Вот, например, открытый урок — про мороженое.

Игральный кубик нам может подсказывать, сколько шариков мороженого положить в каждый рожок. А может нам подсказать, какого цвета этот шарик будет.

Чем больше разных вариантов, тем лучше дети будут понимать состав числа.