Дети любят секреты и приятные сюрпризы, и поэтому игра с поиском клада может порадовать и одного ребёнка, и целую компанию.

Есть много разных вариантов, как организовать эту игру.

Вариант 1. Поиск клада по серии последовательных записок. Можно использовать покупные квесты по поиску подарка, а можно придумывать свои. Суть такая: вы прячете подарок (в квартире, или в парке, или в саду на участке, и пишете записку, которая говорит, скажем «ИЩИ  КЛАД  В  ШКАФУ  С  ОДЕЖДОЙ»

Эту записку вы прячете, скажем, в красном резиновом сапоге, и пишете новую записку, которая приведёт именно к этому тайнику, к примеру «ИЩИ КЛАД В ОБУВИ, КОТОРАЯ ПО ЦВЕТУ КАК ВКУСНЫЙ АРБУЗ»

Таких записок вы делаете штук 5-7, и самую первую вручаете имениннику или подкладываете туда, где он сам заметит. Записки можно прятать вместе с закладкой в любимую книжку, или в чашку, или под подушку.

Если вы уже не первый раз прячете такого рода записки, то можно часть записок сделать с шифровками.

Если клад будет искать целая компания детей, то можно одну из записок разделить на несколько частей, чтобы дети нашли и сложили кусочки вместе.

Если клад ищет один ребёнок, то можно к каждой следующей записке добавлять маленький подарочек или вкусняшку.

Поиск по запискам очень стимулирует детей читать короткие фразы типа «Ищи под столом» или «посмотри в стиральной машине».

У Мышематики есть такие квесты новогодние, с поиском подарка и шифровками.

Время на подготовку такого квеста – минут 15-20.

Вариант 2. Карты, схемы и фотоподсказки. Прячем один клад, и выдаем детям схему или «пиратскую карту», на которой отмечена точка, где искать клад – или точка, где искать первую записку.

Можно использовать текстовое описание и фотоподсказки. «В парке есть песочница и горка. Над горкой есть домик-крыша. Загляни под крышу и найди записку» А там спрятана фотография приметного дерева с дуплом, или схема, на которой есть нужное место.

Описание клада может быть и более длинным текстом. «От горки на детской площадке идите мимо двойной берёзы мимо качелей в сторону пруда. На берегу есть мостки. Ищите клад под третьей ступенькой, ведущей на мостки.»

Этот вариант – для детей постарше, которые хорошо понимают схемы и могут читать длинный текст.

Вариант 3. Серия кладов на маршруте, разложенные заранее

Взрослый выбирает маршрут, по которому собирается пройти с детьми, и по пути прячет 5-7 кладов. Точки, возле которых спрятаны клады, отмечаем на карте, делаем описания или фотоподсказки (например, «ищите под корнями поваленной ёлки в 15 метрах справа от тропы»)

В каждом кладе лежит несколько одинаковых сокровищ, и каждый из детей может взять в каждой коробочке одно – на память. Так устроен поиск кладов на нашем зимнем слёте туристят.

Вариант 4. Серия кладов, которые один из взрослых раскладывает, слегка обогнав детей.

Для этого варианта вам нужно двое ведущих, один отвлекает детей или предлагает им какое-то задание, а второй в это время убегает немного вперёд, выбирает возле тропы подходящее место, прячет клад под одно из деревьев – и вешает на это дерево цветную ленточку, которая подсказывает, что где-то тут надо искать клад. Когда этот бегун возвращается, можно двигаться вперёд с детьми.

Можно усложнить задачу, и подкладывать в первый клад шифровку или загадку про цвет следующей ленты – и вешать ленты разного цвета на несколько деревьев, но клад – только под одним из них. Ленты удобны тем, что их можно быстро привязать на ствол или на дерево, и потом быстро снять.

Вариант 5. Обмен между 2 или 4 командами в лесу.

Для каждой из команд нужна коробочка с сокровищами (или арбуз) и нарезанные цветные листочки – маркера, которыми команды будут отмечать свой путь. На старт выходит сразу 2 команды, первая прячет арбуз для второй команды, а вторая – для первой. Договариваемся, что бумажки-маркера надо вешать достаточно часто, чтобы от одной бумажки было видно 1-2 следующих. Каждой команде выдаем стопку цветных листочков-подсказок, штук 40-50, и договариваемся, что прячем клад 10 минут, и 5 минут – на обратную дорогу.

Обе команды расходятся в разные стороны, по пути каждая команда вешает маркера своего оттенка. Потом они встречаются – и ищут арбуз или клад, спрятанный другой командой. Команды по 4-8 детей с 1-2 взрослыми.

По такому принципу мы делаем поиск арбузов на осеннем слёте туристят.

Вариант 6. Стационарные клады с разнообразными сокровищами.

Этот вариант самый сложный, но он же и самый интересный. Это «долгоиграющие» клады, к которым могут приходить разные команды.

Это тайники, спрятанные как в игре геокешинг, в каждом кладе набор из 20-30 мелких сокровищ, и есть описание (иногда с gps-координатами), как этот клад найти. Обычно описание – текст примерно на 1 страницу с фотоподсказками.

Команда, которая идёт на поиск такого клада, заранее готовит сокровища на обмен. В каждом кладе каждый участник команды одно сокровище кладёт, и одно забирает. В итоге количество сокровищ в кладе должно сохраняться.

В долгоиграющих кладах есть листочек или блокнот, там каждая команда пишет о том, когда они нашли клад, и что обменяли.

Так мы играем на весеннем слёте туристят, в семейных лагерях, а ещё у нас лежат такие клады в Хибинах.

Что в целом дают игры с поиском кладов? Если это игра в доме или на знакомом дачном участке, то это возможность иначе взглянуть на знакомое окружение. Если это игра в семейном лагере или в походе, то повод внимательно изучить то место, которое рядом.

Для многих детей поиск клада – повод почитать записки, решить головоломки и шифровки. Ну и просто игра для радости! Тот мелкий камушек, который ложится в копилку ярких и важных воспоминаний о детстве. А это не так уж мало!