Мне так часто задают этот вопрос, что я даже эфир про это записала в инстаграме.
По сути у Мышематики и Школьной подготовишки общие задачи, просто они двигаются туда разными маршрутами.
Хороший результат заключается в том, что ребёнок становится более успешен в школьном формате обучения: может слышать фронтальную инструкцию (когда учитель говорит задание всему классу, и ему не надо повторять специально для Васи), готов сам выполнять задания, умеет делать даже тогда, когда скучно и тд.

Мышематика и Подготовка к школе: в чём они похожи?

И те и другие занятия ориентируются на старших дошкольников, 5-6 лет или 6-7 лет. Подготовка к школе бывает годичная (для тех, кому 6-7 лет, и кто в следующем учебном году пойдёт в школу) и двухгодичная (2 года до школы).

И те и другие занятия проходят регулярно, один или 2 раза в неделю. Подготовишка в разных школах бывает на час, на полтора, на два – с уроками по 30 или 40 минут и короткими переменами между ними. Мышематика – раз в неделю 45-55 минут. И на тех занятиях, и на других дети получают посильное и не очень большое домашнее задание.

И на тех, и на других занятиях работает учитель с небольшой группой детей. Группы на подготовке к школе обычно не больше 25 детей. На мышематике группы ещё меньше, 6-8 детей на одного педагога, или 10-12 детей на двух педагогов.

Задача этих занятий – сделать более плавным переход от садика и свободной игры к регулярным школьным занятиям.

Мышематика & подготовка к школе . В чём разница?
Подготовка к школе намного больше похожа на школу по антуражу.
На подготовишке дети знакомятся со школьным зданием, с раздевалкой, классами, звонками. Некоторым детям нужно долго привыкать к новому месту, и тогда подготовка к школе помогает именно привыкнуть и научиться ориентироваться в школьном здании и школьных правилах.
В приготовишке, как и в школе, есть парты и доска, уроки и перемены. Дети сидят во время урока за партами. Они учатся школьным правилам типа “Подними руку, если хочешь что-то сказать”. Иногда на “подготовишках” ставят детям отметки. Учитель диктует задания, дети слушают и выполняют.
Дети получают одинаковые листочки с заданиями, пишут прописи с буквами и цифрами, рисуют диктанты по клеточкам, считают примеры, продолжают орнаменты по клеточкам, выполняют однотипные школьные задания.
Внешне это всё намного больше похоже на “настоящую” школу.
В школе ребёнок – объект обучения, он мало может влиять на процесс.

Задача “подготовишки” – научить детей “сидеть на попе ровно”, то есть высиживать урок, не вскакивая, писать и рисовать то, что задали, не выкрикивать с места, не перебивать учителя. В идеале подготовишка должна быть посильной и не страшной, чтобы ребёнок почувствовал себя успешным и не боялся школы.

Многие родители водят детей на “приготовишку” в конкретную школу, потому что в некоторых школах это даёт преимущества при поступлении.
Иногда “подготовишку” ведёт тот же учитель, который потом будет набирать первый класс, и тогда это способ заранее познакомиться с учителем.
Мой сын не ходил на “подготовишку”, а дочь ходила, не потому, что она чего-то не знала или не умела перед первым классом (она тогда уже свободно читала, писала, считала), а потому, что подготовишку в её школе вела волшебная учительница, Татьяна Николаевна – и нам очень хотелось, чтобы девочка с ней познакомилась.

Мышематика часто проходит в большом пустом спортивном зале или танцевальном классе. Нам не нужны парты, и письменные задания мы выполняем, прикрепив листочек на планшет с прищепкой. Мы много двигаемся, и не сажаем детей за парты на час, а даём им возможность двигаться и думать на ходу. Для многих дошкольников это важно – иметь возможность часто менять позу.

Считать на пальцах не вредно!

Мы не только не запрещаем детям считать на пальцах, но и наоборот “возглавляем это безобразие”, предлагая разные варианты заданий – где ответ надо показать на пальцах.

У нас дети – субъекты, которые сами принимают решения, ищут несколько решений одной задачи, учатся выбирать, договариваться. Мы стараемся учитывать их интересы при выборе игр и тем (вот, например, “по просьбам трудящихся” – сделали урок-квест про динозавров…)

Квест на развитие внимания и моторики – ищем яйца динозавров

В школе у всех одинаковые задания, а мы часто предлагаем своим ученикам выбрать одно из заданий.
Сделай как хочешь в заданных рамках – наш любимый тип заданий.
Например, выбери, какую башенку ты хочешь сложить из кубиков, построй её и обведи, и посчитай – сколько деталей в твоей постройке. Или выбери, какую картинку из счётных палочек ты хочешь запомнить и нарисовать.

Картинки из счётных палочек – это интересно!


На мышематике мы используем очень много разных конструкторов, кубиков, мозаики


Или сложи из счётных палочек картинку, зарисуй её по клеточкам, соблюдая масштаб. А теперь переложи ровно 1 палочку – и нарисуй то, что получилось.
В итоге у всех получаются разные цепочки картинок.

Положи в красный сундук 6 красных сокровищ, 4 зелёных – в зелёный сундук, и 3 синих – и посчитай, сколько у тебя всего. Арифметические игры можно делать с приятными счётными материалами!
В школе и на подготовке, и в первом классе считают примеры всегда только из двух слагаемых, а мы и пятилеткам иногда даём складывать три числа (но не в уме, а с опорой на счётный материал, чтобы дети не гадали, а могли сами себя проверить)

Арифметические игры с игральными кубиками

Мы учим детей учиться, учим их не бояться ошибок, учим ставить эксперименты и задавать вопросы. Да, мы тоже учим детей соблюдать правила и слушать учителя, но мы учим этому на другом материале.


Учим детей соблюдать правила подвижных и настольных игр, и детям нравится, когда все играют по правилам.


Мы стараемся не давать детям одинаковые арифметические задания, а вместо этого много играем с игральными кубиками.
Два кубика бросили, но числа-то разные выпали – и у кого-то это 5 + 3, а у кого-то 2 + 4, и нет смысла списывать – надо посчитать своё!


Мы включаем в наши занятия уроки-квесты, когда каждый ходит и ищет своё решение.
Мы хотим, чтобы наши ученики радовались, когда сами нашли ответ, а не тогда, когда списали.

Если у вас остались вопросы про Мышематику, пишите нам!

8 916 911 8810, 8 910 444 64 05 -наши администраторы очных групп, они готовы рассказать подробно про Мышематику в Москве и Подмосковье.
У нас есть группы в центре, на Добрынинской и на Парке Культуры, на Павелецкой и на Белорусской, а есть в Долгопрудном и в Переделкино…
Есть в Беляево, а есть на Речном Вокзале, на ВДНХ и на Юго-Восточной.
Вот тут даже карта есть, но мы туда ещё не все новые площадки добавили.