Многие дети нынче ходят на модную “ментальную арифметику”, а родители то и дело приходят ко мне спросить, что я думаю об этой системе.
Думаю я так: если преподаватель хороший, то он любую систему сделает разумной, добавит игр из разных источников, и дети к нему на занятия будут бежать охотно.
Что же касается самой системы ментальной арифметики, то я не вижу в ней большого смысла.
Счёт на специальных счётах – абакусе – это просто навык, он сам по себе не полезен и не вреден.
Никакого особенного развития межполушарных связей, как обещают в рекламе, при этом не происходит.
Просто много-много тренировок, заучивания и практики.
“Если ты хороший родитель, ты не пожалеешь денег на обучение ребёнка! А если ты хочешь, чтобы твои дети добились успеха, то ты будешь с ним дома заниматься счётом на абаке!” – хороший работающий рекламный ход.
Есть дети, которым эта система подходит, и они с удовольствием считают на счётах, а потом и в уме.
А есть дети, которым это не так наглядно, или они просто не любят что-то делать на скорость – этим детям такая система обучения, скорее всего не подойдёт.
У части детей этот способ быстрого счёта в итоге закрепляется, но не у всех. Многие считают хорошо, пока ходят на курсы, и быстро забывают всё, когда перестают практиковаться.
Для меня важнее то, происходит ли перенос, понимают ли дети, что они считают, и могут ли применять этот навык в жизни. Скажем, я встречала кучу детей, которые могут решить записанный пример 6 + 4, но не могут найти, какие карточки вместе дают 10 зверей, если перед ними разложены карточки от 1 до 9. Некоторые дети понимают, что по сути это та же задача, но не все.
Кто-то из детей отлично может произнести все числа от 1 до 100 по порядку, как скороговорку, но ему сложно назвать соседей числа 7.
Умение считать по порядку само по себе ещё не гарантирует, что дети действительно ориентируются в числовом ряду. Они могут на листочке (или в уме, или на абаке) решать примеры с двузначными числами, но при этом не все умеют рассуждать и делать выводы. Скажем, беру счётные бусы из 5 красных и 5 синих бусин, и несколько бусин зажимаю в кулаке. Как, посмотрев на оставшиеся снаружи бусины, понять, сколько бусин я спрятала?
Мы на занятиях мышематики используем кучу разных счётных материалов, как раз для того, чтобы сформировать понимание. До определенного момента дети каждый раз пересчитывают заново, и 5 яблок для них не равно 5 машинкам. А потом начинают понимать, что и там и сям – 5.
Просто выучить наизусть состав числа – не помогает!
Детям важно все новые знания пропустить через тело, попробовать так и эдак, прочувствовать эту универсальность количества.
Можно бросить игральный кубик, и сколько точек выпало, столько раз топнуть.
Или хлопнуть в ладоши.
Можно разложить детали нумикона (это такой счётный материал с дырочками) по кругу вокруг тарелочек с числами.
А потом можно предложить детям принести 2 разных или даже 3 разных детали – и посчитать все дырочки вместе. Можно попросить собрать нам двухслойный пирог: на зелёную пластинку из 8 дырочек сложить детали поменьше. И у этой задачи много правильных решений. Это намного лучше, чем учить наизусть состав числа восемь.
Шестилетки могут ещё нарисовать по клеточкам ту фигурку, которую они сложили и записать “историю про эти детали”, то есть пример.
Любимая арифметическая игра многих детей – про смешных многоруких монстриков. Кидаем игральный кубик.
Сколько выпало в первый раз – столько рисуем голов.
Бросаем кубик ещё раз – и узнаём, сколько рисовать рук.
А потом бросаем – и узнаём, сколько ног нарисовать.
В этой игре, которая кажется родителям очень простой, тренируется не столько счёт, сколько внимание и умение запоминать длинную инструкцию. Бросить кубик три раза – и помнить, в какой раз что надо нарисовать – это не такая уж простая инструкция для многих детей 5-6 лет. А умение удерживать в голове длинную задачу пригодится им не раз, в том числе и на уроках математики.
Монстры у всех получаются разные, и у всех неизменно симпатичные!
Если я знаю, что у меня в группе есть любитель поездов и вагончиков, то игра будет другая: сколько выпало на кубике, столько вагончиков одного цвета надо приклеить.
А потом бросить кубик второй раз, и узнать, сколько вагончиков другого цвета приклеить. Мы считаем на каждом уроке, но считаем по-разному. То считаем на пальцах, то считаем дырочки нумикона, то наклейки-вагончики…
Можно поиграть с шестилетками в кафе: каждый выбирает, что он хочет заказать из еды и питья – и считает сумму своего заказа. А потом взять счётные кубики – и посчитать, сколько всего монет понадобится.
Разные варианты игры в “турбосчёт”: пятилетки носят карточки от игры “турбосчёт” по домикам-тарелкам, а старшим мы этими же карточками обозначаем цену при игре в магазин или просим принести ёжиков и лягушек поровну.
Можно предложить наклеить столько листиков на дерево, сколько выпало на игральном кубике. А можно играть в соревнование кубиков.
А можно рассыпать бумажные листочки с точками на одной стороне, и с числами на обороте, и попросить принести 2 листочка разной формы и разного цвета.
Вы думаете, это просто?
Как бы не так!
И никакая арифметика не помогает, если ребёнок не умеет сам удержать в голове инструкцию про разный цвет и разную форму листиков. Кто-то приносит два клёна, кто-то приносит два зелёных, потому что прослушал и поторопился.
Важно помнить, что математика – не только счёт, но и логика, и геометрия. К сожалению, и многие взрослые забывают о том, что математика – это не только про числа!
Ментальная арифметика некоторым детям помогает именно понять схему десятичной записи и тп.
Но – не всем. И многим детям надо не один раз, а много раз играть именно с предметами, например, с наклейками, которые можно тыкать пальчиком и пересчитывать.
Кому-то нужно взять наборы счётных кубиков или связки спичек по 10 и по 100.
А можно брать счётные палочки, или счётные кубики самому собирать в десятки и сотни.
Кому-то надо подсчитывать очки в настольных играх – с переходом через десяток.
У кого-то пропущен самый базовый уровень понимания, и нужно вернуться на шаг назад – посчитать на пальцах, на предметах, на нумиконе.
Как с чтением: есть дети, которым удобно читать по кубикам Зайцева, или которым удобны книжки, в которых слова разделены на слоги, но не для всех это удобно.
Дети разные, и проблемы с арифметикой тоже у всех разные.
Надо пробовать разные игры и наглядные материалы – и искать именно ваш вариант.
А помимо арифметических игр у нас на Мышематике есть ещё куча разных геометрических заданий – с мозаикой и кубиками, с разными конструкторами и с тем же нумиконом.
Ведь математика – это не только счёт, но и умение понимать схемы, строить по схеме и по образцу, рисовать свои схемы.
От преподавателя зависит, на что будут похожи занятия ментальной арифметикой – на игровые занятия типа Мышематики или на классическую Подготовку к школе.
Подготовка к школе зачастую решает 2 простые задачи:
-познакомить ребёнка со школой, классом, партами и школьным форматом занятий
-познакомить школу (в первую очередь – учителя) с учениками и родителями, и дать возможность будущих первоклашек более-менее научить каким-то базовым школьным вещам типа “сидеть тихо”, “не перебивать учителя”, “продолжать орнамент по клеточкам”, “писать примеры и прописи с буквами и цифрами”. Если повезёт, на подготовке к школе будут игры и разминки, но в первую очередь там обычно именно тетрадки, примеры, прописи…
Педагоги, которые ведут занятия по Ментальной арифметике, тоже могут по-разному видеть свою задачу, и в зависимости от этого будут по-разному строить уроки. Кто-то считает важным даже четырёхлеток усадить на час за стол, а кто-то добавляет много игр и разминок.
Как и с любыми другими занятиями, смотрите в первую очередь не на систему, а на то, доверяете ли вы этому преподавателю.
В любом спорте, в любой школе очень сильно зависит от преподавателя, и от того чем, помимо собственно счёта на абаке (на счётах) эти педагоги наполняют занятия с дошкольниками.
Кто-то прямо берёт мои тетрадки “необычная математика” и даёт задания оттуда – про зайцев за забором, про птичку в клетке…
Кто-то читает мою книжку “математика вприпрыжку” – и разбавляет счёт на абаке нашими подвижными играми и разминками…
Но, к сожалению, многие группы ментальной арифметики усаживают детей с 4 лет за парты, что, прямо скажем, не слишком полезно и физиологично. И они считают, считают, считают, но совсем не учат думать и рассуждать.
Каким-то детям этот метод подсчёта удобен, каким-то нет.
В рекламе ментальной арифметики есть масса красивых слов про развитие межполушарных связей, но по факту это только соревнования по счёту чаще всего.
Если вы хотите научить ребёнка сидеть ровно и считать в уме, то можно пойти и на ментальную арифметику. Опять же, она стоит дорого, так что можно сразу почувствовать себя хорошим родителем, которому не жаль денег на крутое образование.
Если вы хотите, чтобы дети попали именно в эту школу, то зачастую приходится водить их именно в эту школу на подготовку к школе (впрочем, подготовка часто увеличивает шанс, но не гарантирует, что вы попадёте к нужному учителю).
Если вы хотите, чтобы дети ещё и учились думать, рассуждать, объяснять своё решение – то идите к нам на мышематику. И мы со своей стороны обещаем, что скучать дети там не будут, потому что помимо программы у нас есть ещё куча всяких дополнений и бонусов. У нас есть уроки-квесты, во время которых дети ходят по классу и ищут решение своей задачи. У нас много геометрических заданий с самыми разными конструкторами, кубиками и мозаикой. У нас много настольных игр.
А ещё мы всё время придумываем что-то новенькое, увлекательное, и делимся находками друг с другом. У нас есть группа для педагогов Мышематики, мы там обсуждаем уроки, делимся удачными находками – это очень воодушевляет и помогает! И новые игры друг другу показываем, и новые листочки…
(*если уж говорить честно, мне просто скучно вести уроки каждый год одинаково, поэтому я почти к каждому уроку рисую новые листочки с заданиями, изобретаю новые игры и тп)
У нас есть записи семинаров для учителей и родителей, и можно использовать эти идеи дома. А ещё у Мышематики есть не только очные занятия, но и онлайн. Вы можете выбрать подходящую вам группу и убедиться, что даже на онлайн-уроках наши ученики не сидят час за столом!
Но в любом случае, это выбор родителей – какие занятия и каких педагогов они выбирают для своих детей.