Зачем читают взрослые? Для того, чтобы узнать что-то новое или просто для радости. Мало у кого из нас в расписании есть выделенное время на чтение. Получается, что время на чтение мы добываем по крупицам, то там, то тут, и радуемся каждому кусочку. И не зря в книге Даниэля Пеннака «Как роман» сказано, что время на чтение – украденное время. Его надо где-то раздобыть в суете будних дней!
Декларация прав читателя, которую сформулировал Даниэль Пеннак.
Именно поэтому у тех взрослых, которые любят читать, есть такой особый восторг, когда они видят малыша с книжкой! Ура! Скоро и он станет читателем, скоро он присоединится к племени читателей. И ровно поэтому взрослые так гордо рассказывают про малыша: “он у меня уже буквы почти все знает!”!
Мы хотим научить детей читать – а зачем это нам? В первую очередь, для того, чтобы подарить детям эту радость от чтения. Читать хочется то, что интересно! Чтение детям тоже нужно ради смысла, а не само по себе!
Зачем ребёнку учиться читать? Для того, чтобы что-то узнать, отгадать, посмеяться. Именно поэтому многим детям не нравятся Азбуки и Буквари – в них слишком скучные тексты… Когда взрослые говорят: “Учись читать, это тебе пригодится в жизни”, этот аргумент детей не убеждает – им нужен кайф от чтения прямо сейчас. К тому же, многие дети любят слушать, как взрослые им читают вслух. И если я научусь читать сам, вдруг папа и мама будут мне после этого меньше читать вслух?
Ведущая деятельность у ребёнка – игра, и именно поэтому игровые методы обучения чтению работают лучше всего. Играем в кафе или в магазин, и попутно читаем – кто что хочет купить. Играем в дорисовки – и подписываем то, что нарисовали.
Один рисует загогулину фломастером, другой берёт свой фломастер другого цвета, и дорисовывает эту загогулину, превращая её в кота или улитку, носорога или самокат. Дорисовал – и пишет, во что он превратил исходную линию. Это игра ради процесса, как и многие другие словесные игры – в ней нет проигравших.
Кстати, многие дети переходят к чтению от письма.
Они пишут своё имя, потом подписи к картинкам, потом записки – и для этого им нужно знать, как выглядят те или иные буквы. Мы как-то раз с детьми 5-6 лет писали “книгу про папу”, и дети увлечённо писали, даже те, кто до этого не знал букв. Они придумывали текст, и спрашивали, как пишется то или иное слово, а потом срисовывали значки в свою книгу.
В кафе мы играем так: написано меню, а дети выбирают, что они хотят понарошку купить – и пишут свой заказ. И потом считают, сколько монеток надо заплатить за всё это. А при игре в магазин дети могут сами писать ценники, списывая слова с упаковки продуктов.
Идём в магазин за покупками – и пишем заранее список покупок большими печатными буквами. Выдаём список ребёнку и просим отмечать, что мы уже купили – сравниваем слово в списке и слово на упаковке.
Для того, чтобы начать читать, надо выучить буквы. Так ли это? Не совсем. На самом деле, для того, чтобы читать отдельные слова и понимать их, вполне достаточно выучить 12 – 15 букв. С другой стороны, знание букв не всегда говорит о том, что дети вот-вот начнут читать.
Выучить буквы – для многих самый простой этап. Буквы окружают нас со всех сторон, на пакетике сока, на номере машины, не говоря уж про книжки. И чем больше мы читаем вслух, тем чаще ребёнок видит буквы, так что многие дети запоминают их сами, без особых усилий.
Какие игры можно предложить на этапе запоминания букв? Можно взять 3-4 набора магнитной азбуки – и искать одинаковые буквы. Можно выставлять из букв абракадабру – и пытаться её прочитать. Буквы можно учить самыми разными способами! Какие буквы дети часто хотят выучить самыми первыми? Буквы своего имени, конечно. Потом уже буквы для слов “мама” и “папа”, то есть, “М”, А” и “П”. Итак, во что можно играть на этом этапе?
- Искать знакомую букву и обводить её везде, где встретишь.
- Играть в мемори с буквами, мемори со словами и картинками
- Называть знакомые буквы на упаковках с продуктами и на номерах машин.
- Искать слова, где знакомая буква встречается 2 или 3 раза.
- Играть в доббль с буквами.
- Искать слова, в которых есть знакомая буква в самом начале или в самом конце.
- Играть в “слова из сундучка” – выбирать те слова, которые ребёнок уже может сам прочитать, и с этими словами играть.
- Выкладывать букву из разных материалов – из каштанов, из счётных палочек, из арбузных семечек.
- Искать на ощупь нужную букву в мешочке
- Лепить буквы из теста, солёного или сладкого, и печь буквенное печенье.
Как часто надо заниматься буквами и чтением? С какого возраста начинать? А если мы редко занимаемся, и он всё забудет?
Это важный вопрос. И от того, как вы будете строить ваши занятия, зависит, сохранится ли интерес у ребёнка. Если взрослый говорит: “Бросай свои мультики и машинки, и пошли заниматься!”, то велик шанс, что ребёнок будет упираться и сопротивляться.
Чтение – сложный процесс, и мало кто из детей готов читать осмысленно раньше 4-5 лет. (А те родители, у кого дети сами зачитали рано, очень гордо об этом рассказывают обычно), так что раньше 3 лет учить буквы не имеет смысла. Хотя некоторые дети в 2.5 – 3 года сами требуют показывать им буквы, так тоже бывает.
Выбирайте время, когда у вас обоих хорошее настроение. Пусть лучше занятия будут редкими и нерегулярными, но будут в радость всем участникам.
Да, ребёнок будет что-то забывать, из того, что выучил в прошлый раз – это нормальный этап обучения, и тут нет повода огорчаться. 5 минут с удовольствием намного лучше, чем 15 минут из-под палки!
Один листочек типа “найди все буквы “А” или “соедини слова и картинки” – и хватит! И потом через неделю можно поискать в словах букву “Т” или соединить другие слова и картинки…
Если вам кажется, что вы мало занимаетесь чтением, возьмите календарь малых шагов, и там отмечайте те дни, когда вы читали вслух, и те дни, когда играли с буквами, и те дни, когда вы играли в устные словесные игры, например, по пути в детский сад или в дороге.
Какие задания родители сами могут сделать для детей, которые учат буквы?
- Соедини одинаковые буквы.
- Найди, к какой букве нет пары.
- Закрась красным все буквы “А”.
- Обведи все буквы “М”.
- Сосчитай все буквы «О» в слове «МОЛОКО».
- Найди и обведи одинаковые слова.
Но самое понятное задание – соедини слова и картинки. Можно рисовать самые простые картинки к словам, которые дети уже могут прочитать. Первые пару слов вы помогаете ребёнку понять идею: “Д”, “О”, “М” – это “ДОМ”, давай искать картинку, где у нас нарисован дом. Вот, точно, соединяй!”
Эти задания показывают ребёнку главное: мы читаем ради того, чтобы понять смысл! Подобные задания можно скачать у нас на сайте, и их много в тетрадке “Играем, читаем“.
Скачать задания типа “слова и картинки” можно тут. Ещё больше таких заданий в книжке “Читаем с мышкой Машей“.
А можно сделать шифровку по первым буквам: А = арбуз. У = улитка. К = клён и тп. Такие задания есть в тетрадках “Словообразики“, авторы Шпильман, Навроцки.
А ещё можно предложить ребёнку разложить подписи с именами под фотографиями мамы, папы, бабушки, братьев и сестёр. Все подписи делаем большими печатными буквами, потому что многим детям бывает сложно запомнить сразу несколько вариантов начертания букв.
Что делать, если ребёнок уже может прочитать отдельные короткие слова типа “КОТ” или “ДОМ”?
Этот этап у многих детей самый долгий. Идею чтения ребёнок понял, но перейти от чтения коротких слов к фразам ему пока сложно. И вот тут надо много терпения и практики, и много подходящих по уровню книг, и много простых заданий. Наша задача – помочь ребёнку расчитаться, а не рассказать ему, что “все знакомые в 5 лет уже книжки читают, а ты до сих пор еле-еле!”
У Юлии Кузнецовой есть книга для родителей “Расчитайка” и есть курсы с енотом Борисом, там короткие видео и тексты, которые можно дописывать по лекалам. Ещё у Юли есть книжки “Учимся читать с кошками” и “учимся читать с динозаврами”. Многим детям это помогает начать читать и писать более регулярно.
- Выкладывать каждый день новое слово из магнитных букв на холодильнике.
- Писать короткие записки
- Писать открытки и письма
- Придумывать загадки типа “жёлтый, кислый, кладут в чай” или “серая, маленькая, живёт в норке”, а ответ писать или собирать из магнитных букв
- Играть в дорисовки
- Играть в кафе
- Играть в магазин
- Играть в театр – рисовать афиши, билеты и тп
- Подбирать буквы к слову или картинке, например, к карточкам от игры «зверобуквы».
- Играть в “читай-хватай”
- Играть в “Словечки”
- Сочинять вместе историю (ребёнок придумывает, а взрослый с его слов пишет большими печатными буквами)
- Писать подписи под картинками печатными буквами
- Вместе с ребёнком писать дневник «Что у нас сегодня было хорошего?».
- Когда ребёнок видит, как его слова, произнесённые вслух, превращаются в текст, это очень важный этап. Марина Аромштам это называет «Ситуация письменной речи»
Устные словесные игры очень помогают подготовиться к чтению.
Устные игры, в отличие от настольных, не требуют реквизита. Можно играть на ходу, на прогулке, в машине. 5 минут с утра, или пока готовится еда.
- Определять на слух первую букву слова. Жжжук – Ж. Рррыба – Р. Шшапка – Ш. (В игры такого типа можно играть тогда, когда ребёнок чётко произносит и различает звуки)
- Мои дети любили придумывать загадки к словам, которые начинаются на одну букву. Например, «Я загадал что-то на букву «К». Это зверь, который мяукает». «Я загадал что-то на букву «Д» Это то, где живут люди»
- Определять у слова последнюю букву, и потом придумывать цепочки слов: КОЗА – АРБУЗ – ЗАБОР – РАК – КРАБ – БАЛКОН – НОСОК. Заодно это повод поговорить о том, как определить последнюю букву, скажем, гриБ или гриП? Много – гриБы – значит, последняя буква «Б». В русском языке очень много слов заканчивается на “А”, так что заранее подберите много слов, которые на “А” начинаются, иначе игра быстро зайдёт в тупик. Арка, Акула, Арбуз, Автобус, Аист, Армия, Абрикос, Апельсин, Актёр, Астероид, Аэропорт – что ещё знают ваши дети на “А”?
- Игра в контакт: один загадывает слово, которое начинается на какую-то букву, другие задают вопросы.
Тетрадки с заданиями самого первого уровня: отдельные буквы, потом слова, потом словосочетания.
Читаем с мышкой Машей – читаем отдельные слова. В этой тетрадке задания типа “соедини слова и картинки”, но с хитростями – то две картинки к одному слову, то к одному из слов нет картинки. А ещё там есть всякие смешные картинки типа “кошка в ложке” или “мышка в ложке”.
Прописи-дорисовки – читаем 1 простую фразу. На одной страничке надо нарисовать ниточки к каждому шарику, на другой – нарисовать иголки каждому ёжику. Надо прочитать задание, чтобы узнать, что именно рисовать.
А самая любимая книжка для начинающих читателей – с небылицами – читать, рисовать и хохотать. Нарисуй смешную и неожиданную картинку: слона в гнезде, кита на ёлке, кота в банке. Читаем 2 простые фразы
Ещё одна книжка в серии “для начинающих читателей” – простые ребусы. Был «КОТ», заменили «О» на «И» – что вышло? Была “МАШИНА”, заменили “Ш” на “Л” – что получится?
Задачки с буквами для начинающих читателей есть в тетрадках «Словообразики», авторы Юля Шпильман и Дарья Навроцки
Словообразики 5-7 лет – часть вторая (В этой серии 2 тетради для детей 5-7 лет и две тетради для детей 8-10 лет)
«Буквы и слова» Банды Умников – тетрадки с игровыми заданиями по чтению
«Учимся читать» – анаграммы, ребусы и загадки со словами.
Книжки-разрезалки “Бабушка пилит малиновый пирог” , “Синий комар плывёт на юг“, “Слон охотится в снежном небе” и др. Перелистываем странички, и каждый раз получаем смешную чепуху. Можно сделать самодельную книжку-разрезалку.
Мы много придумываем разных словесных игр и заданий, и используем их на занятиях “Мышематика”. А ещё у нас есть коллега, логопед Лилия Луконькова, которая ведёт игровую подготовку к школе и курс “читаем, играем”.
Запись семинара логопеда Лили Луконьковой про обучение чтению, про игры с чтением и переход от букв к словам, про игры с кубиками и таблицами Зайцева и про уроки-квесты.
Вебинар про игры с буквами и словами – про словесные игры устные и настольные, и про книги для начинающих читателей.
Запись семинара про игры с буквами и чтением 1 окт 2022 – устные игры, игры на листе бумаги, настольные игры, книги для первого чтения.
Если вам нужно больше сложных игр, то у нас есть Записи семинаров про словесные игры для школьников
Что читать с теми, кто уже умеет читать отдельные слова и короткие фразы?
«Письма гномика Гоши» – набор писем от выдуманного персонажа, с короткими текстами типа «Я Гоша. Вот мой дом. Это мой кот» Это отличный проект, который помогает многим детям перейти от чтения слов к чтению фраз.
Книги Юли Луговской «Пип играет»
Книги Тани Русситы «Чей бок», «Дом для лис» – крошечные книжечки с симпатичными рисунками, в которых 1-2 коротких фразы на страничке, большие буквы и крупный шрифт.
Книги Мо Уиллемса «Слонни и Свинни» – очень смешные истории с крупным шрифтом, с повторяющимися словами.
Игра «Зверобуквы» – игра типа мемори с буквами и словами
Игра «Читай-хватай» – учимся соотносить слова и картинки.
Игра «Словечки» – выбери одно из трёх слов, и к нему сложи картинку из счётных палочек и шнурков.
Иногда родителям кажется, что главное – выучить все буквы, а дальше всё само получится. Мой опыт говорит, что обычно буквы выучить дети могут в 3-4 года, а вот перейти от чтения отдельных слов к чтению фраз – это уже многим сложно. У кого-то из детей этот переход от слов к фразам занимает полгода, а у кого-то – три или четыре года. Даже если ребёнок в 6-7 лет может прочитать отдельные слова, ему нужна поддержка, и чтение вслух, и много словесных игр.
Самое сложное для многих родителей – не торопить ребёнка и подбирать простые и интересные книги, подходящие по уровню – с простыми текстами, удобным шрифтом, большими картинками.
Удачи вам и вашим начинающим читателям!
Статья про устные словесные игры в дороге
Развороты тетрадок для начинающих читателей можно посмотреть тут
Больше тетрадок, игр и квестов в формате пдф у нас в интернет-магазине
Книги по возрастам — обложки и развороты
В сентябре 2023 мы запускаем курсы онлайн для начинающих читателей. Вот тут предварительная регистрация на эти курсы.
Первый уровень – БУКВЫ. Для тех, кто знает только часть букв. Будем играть с буквами, читать стихи, учиться соединять слова и картинки.
Второй уровень – СЛОВА. Для тех, кто может сам прочитать слова типа “дом” или “кот”, но пока не читает фразы. Будем соединять слова и картинки, играть в устные игры и загадки, и постепенно постараемся перейти к фразам.
Третий уровень – ФРАЗЫ. Для тех, кто технически может прочитать фразу и понять смысл, но читать пока не любит и сам не садится почитать. Будем читать смешную чепуху, решать ребусы и головоломки, придумывать свои загадки и др.
По вопросам записи в онлайн-группы по чтению пишите нашему администратору
admin@janemouse.ru
+7 (916) 911-55-05 (Viber, Whatsapp, Telegram)