Мы очень много играли с моими детьми в самые разные словесные игры, устные и письменные. Даже если сами по себе эти игры не помогают ребёнку научиться читать, они учат его анализировать слова, разбирать их на звуки и тд.
Первые игры, в которые мы с детьми играли – это загадки, которые мы придумывали друг для друга. Мы не брали народные загадки типа “Сидит девица в темнице, а коса на улице”, а придумывали свои. Первые загадки мы придумывали про зверей, которых дети хорошо знают.
-Это зверь полосатый и с копытами, ест траву.
-Это зверь, маленький, серый, с длинным хвостиком и живёт в норке.
-Это зверь, рыжий или серый, он умеет прыгать по деревьям и любит грызть орехи.
-Это зверь, очень большой, у него толстые ноги и огромные уши. У нас такие звери не водятся, но его можно увидеть в зоопарке.
-Это зверь, он живёт в доме, он умеет шипеть и выпускать когти, а может мурлыкать.
Загадки можно придумывать более простые и более сложные, в зависимости от возраста ребёнка. А следующий этап – меняемся ролями, и теперь задача ребёнка – придумывать загадку и подбирать определения для вас.
Многим детям в 5-6 лет это сложно.
Они определяют любого зверя примерно так: “это зверь, у него 4 лапы и хвост. И два уха. И шерсть”. Научить ребёнка выбирать именно отличительные признаки этого зверя – это не самая простая задача. Можно брать картинки из лото со зверями, и просить ребёнка рассказать про одного из зверей так, чтобы все поняли, какого именно зверя он описывает. Что этот зверь любит есть, живёт ли он в доме с человеком, есть ли у него рога или копыта, какие звуки он издаёт.
Следующий вариант загадок более сложный, тут уже ведущий только отвечает “да” или “нет” (или “не знаю”).
-Этот зверь умеет плавать? – Нет.
-Он ест траву? – Да.
-Он умеет прыгать? – Нет.
-У него есть рога? – Да.
-Он мычит? – Нет.
Игру с ответами “да” и “нет” можно делать не только с животными.
Можно играть по тем же правилам “Я вижу что-то, оно такого-то цвета”, а дальше отвечать только “да” и “нет”.
Аналогичная игра “Трёхлитровая банка” – “я загадал то, что может поместиться внутри трёхлитровой банки”, и тоже отвечаем только “да” и “нет”.
Если ребёнок уже знает буквы, то можно учить его называть первую букву слова, а потом придумывать слова на эту букву.
Я загадал то, что начинается на “С”.
– Это одежда? – Нет.
– Это еда? – Да.
Игры на сочетание слов:
Что бывает мягкое?
Мягкий диван, мягкая игрушка, мягкая рука.
А что бывает синее и солёное?
Синее и солёное море.
Есть такая настольная игра, называется “мягкий знак”, в ней карточки с прилагательными, и можно подбирать слова к двум или трём прилагательным.
Но можно играть и устно, придумывая свои пары прилагательных.
Есть вариант игры на запоминание, снежный ком, когда каждый следующий вспоминает всё, что назвали перед ним, и потом добавляет своё слово.
Я беру с собой в дорогу палатку, еду, котелок…
Когда дети уже хорошо умеют определять первую букву, можно играть в цепочку слов. СЛОН – НОСОРОГ – ГРУША- АРБУЗ – ЗЕБРА.
Сложность в том, что в русском языке много слов на А заканчивается, и совсем не так много слов на неё начинается. Мы разрешали детям придумывать слова, которые кончаются на А, а взрослым – не разрешали.
Ещё мы любим играть “всё на ОК положи в кузовок” или “всё на ОК принеси в теремок!”
Можно принести грибОК, листОК, пирожОК и тд.
Похожая игра: “Далеко, далеко, на лугу пасутся ко.. “
— Комары? — Нет, не комары.
Далеко, далеко, на лугу пасутся ко…
— Кошки? корзинки? коридоры? козы?
Когда дети могут разбирать, из каких букв состоит слово, можно играть в “Загаданную букву”.
Один загадывает букву, остальные отгадывают.
Водящий отвечает, есть ли его буква в том слове, которое назвали.
Для отгадывания удобно придумывать слова, в которых некоторые буквы повторяются.
МАМА – 0
БУБЛИК – 1
КОКОС – 2
Сможете отгадать букву?
Со старшими мы в дороге часто играем в “Контакт” – но тут надо уже хорошо уметь разбивать слово на звуки, и знать, как оно пишется, и подбирать слова на нужную букву, на нужные две буквы и тд.
Мои дети в “контакт” играли лет с 6, но обычно детям и в 8 это не очень просто, особенно – загадывать.
Для тех, кто хорошо знает, как пишутся слова, можно играть в “измени одну букву, чтобы вышло новое слово.
МАШИНА – МАЛИНА
ЛУНА – ЛУПА
Придумываешь такую пару слов, называешь одно из слов, а остальные ищут пару, которую можно получить, изменив одну букву. Иногда из одного слова можно, меняя всего одну букву, получить несколько разных слов.
ВРАЧ
ВОРОНА
ШКОЛА
Можно использовать буквы, которые вы видите на номерах машин, и придумывать с этими буквами свои слова или аббревиатуры.
МНО – Место Новых Одеял, Маленькое Нарядное Окошко, Мелкая Наглая Ондатра, Малиновая Незнакомка Одевается, Маша Наряжает Огурцы.
Тройная чепуха – можно играть в настольную игру,
а можно просто на ходу придумывать смешные фразы, в которых три слова или больше начинаются на одну букву.
СИНИЙ СЛОН СОПИТ СРЕДИ СОСЕН
КРАСНЫЙ КВАДРАТ КИДАЕТ КАКТУСАМИ
ЖЁЛТАЯ ЖАБА ЖАЛУЕТСЯ ЖУКУ
П-подсказки – описываем слово, используя только слова, которые начинаются на П.
Поехали, пошли, перешли перевал, поспали по палаткам, поели, пошли по прямой.
Барыня прислала 100 рублей – очень сложная игра и для ведущего, и для участников, но старшим нравится
Статья про игры с буквами и словами для самых маленьких – с чего начинать и куда двигаться.