У многих детей в первом классе самые яркие негативные эмоции вызывает предмет под названием “письмо” или “прописи”. Попробуем разобраться, почему так может происходить, и чем мы можем помочь первоклашкам.

Когда-то давно в гимназиях был отдельный предмет – чистописание. Писали перьевыми ручками, и там был важен нажим – чем сильнее давишь, тем толще линия. Но не все помнят о том, что дети в первом классе начинали писать простым карандашом, и чернильницу им выдавали совсем не сразу. Вы можете перечитать книгу Шварца “Первоклассница” или посмотреть с детьми этот фильм. Маленькая Маруся ждёт – не дождётся, когда же учительница разрешит ей тоже писать чернилами.

Для того, чтобы дети научились писать, им нужна практика. Причём многим детям крайне скучно писать строчку с элементами буквы, им хочется писать целые слова и фразы: писать свои рецепты, описывать себя или маму, сочинять свою книжку.

А на картинках выше дети описывали свою коллекцию листьев. Кто-то из детей пишет большими печатными буквами, кто-то делает ошибки и пропускает буквы, но пишут все.

Давайте попробуем понять, по каким причинам дети могут писать буквы и слова не очень красиво.

  • Слабая моторика в целом и слабая моторика кисти
  • Плохо сформирован образ буквы
  • Навык моторного планирования недостаточно сформирован
  • Ребёнок плохо запоминает буквы и другие символы
  • Ребёнок торопится выразить мысль и пропускает буквы и части букв

Многие родители начинают заниматься прописями и подобными заданиями перед самой школой или уже в первом классе, когда проблема станет очевидна.

Продолжи узор – один из вариантов таких заданий, но для многих детей проблема таких заданий в том, что во многих тетрадках клеточки крошечные. Ребёнок понимает идею, но не может попасть в мелкие клеточки и рисует не то. Именно для таких детей мы сделали задания с узорами по клеточкам 10-15 мм

Между тем, простые задания типа “дорисуй лучики солнышку” или “дорисуй иголки ёжику” можно предлагать детям уже в 2-3 года. Если ребёнок уже умеет пользоваться ложкой, то можно и рисовать потихонечку – у нас есть для таких детей специальная тетрадка “прописи-дорисовки”. Она хорошо работает и для малышей, и для тех детей, которые по какой-то причине в 5-6 лет уверены, что они не умеют рисовать.

Очень важно помнить о том, что дети могут рисовать не только ручкой и карандашом. Чем больше разных интересных материалов вы будете использовать, тем лучше! Можно рисовать художественным углём, кисточкой, пером и чернилами – все эти материалы чутко реагируют на изменение нажима. Попробуйте сами, какие канцтовары вам самим больше всего подходят для письма (и дайте детям попробовать разное и выбрать!) Некоторым детям удобнее всего толстые фломастеры или мягкие карандаши 4М или даже 6М.

Прописи можно превратить в игру, чтобы они не вызывали паники. Важно помнить про следующие правила: пишем на больших и огромных листах, на бумаге А3, на асфальте, на рулоне бумаги, чтобы сформировать образ буквы. Пишем приятными материалами (мягкими, не скрипучими и тд) Отмечаем самые удачные буквы и не пользуемся красной ручкой для исправления ошибок, а подчёркиваем зелёным самые красивые.

Играем в дорисовки – и подписываем, что нарисовали. Рисуем буквы-матрёшки. Придумываем свои шрифты и рисуем буквы высокие и узкие, или широкие и низкие, или полосатые, или из кубиков – всё это помогает сформировать образ буквы.

Играем в прописи – рисуем огромные буквы на асфальте и бегаем по ним, рисуем буквы в воздухе – и угадываем, что это за буква, рисуем буквы а спине…

Можно вписывать буквы одну в другую – получаются необычные буквы-матрёшки. Дети могут даже провести своё исследование – какую букву получится вписать одну в другую больше всего?

Можно делать шифровки – первая буква самая большая, вторая поменьше, третья маленькая.

Пишем на необычных поверхностях.

У вас есть дома противень для выпечки и манка? Тогда можно рисовать пальцем и придумывать игры на таком необычном экране.


Рисуем улиток разной формы – треугольных, квадратных, круглых – и одновременно тренируемся делать витки примерно одинаковой ширины

Можно писать буквы и завитушки мал-мала-меньше, как на горке, или делать орнаменты из букв и завитушек

Иногда мы не пишем буквы, а обводим тени игрушек или красивые осенние листья

Для развития моторики можно не только писать буквы, но и играть в дорисовки. Один рисует загогулину, другой превращает её во что-то узнаваемое.

Для тех, кто уже уверенно пишет печатными буквами, у нас есть урок-квест про прописи. В нём надо соотносить слова, написанные печатными буквами, и те же слова, написанные письменными буквами. Для подготовки руки к письму есть ещё квест “Мышкин сарафан

А ещё мы приготовили для начинающих писателей широкие линейки и сетки для прописей, намного шире, чем в школе.

Детям важно писать то, что им интересно, например, блок-схемы для робота-повара, который готовит им любимый бутерброд.

Пусть какие-то буквы написаны зеркально, пусть часть букв пропущена – мы показываем детям, что написать – хороший способ передать информацию. А дальше – вопрос практики. Чем больше дети пишут и читают то, что им интересно, тем грамотнее и аккуратнее они будут писать.

У нас есть тетрадки “Продолжи узор” по очень крупным квадратным клеточкам и по треугольным клеточкам. Они хороши для тех, кто понимает идею, но не может рисовать по мелким клеточкам. Кроме того, у нас есть много уроков-квестов, которые развивают внимание и моторику.

Самый простой квест – про яйца динозавров, второй посложнее – про автобусы с пассажирами. Третий про варежки с орнаментами. Четвёртый про ковёр-самолёт, пятый – про мышкин сарафан. Ещё есть квест про ключи по клеточкам и хитрый квест про почтальонов

Статья про устные словесные игры в дороге

Развороты тетрадок для начинающих читателей можно посмотреть тут

Больше тетрадок, игр и квестов в формате пдф у нас в интернет-магазине

Книги по возрастам — обложки и развороты