Как учить непоседливых детей?

Можно ли сделать обучение интересным для детей, работающих в разном темпе?

Если взрослые привыкли, что школа и обучение – почти синоним того, что все дети должны сидеть ровно за столом, то можно ли внедрить в такую школу игровые методы обучения?

Что такое «математика вприпрыжку», и в каких ситуациях можно применять эти игры?

«Математика вприпрыжку» – сборник игр и заданий для специалистов, которые работают с группами дошкольников и младших школьников. Книга эта может пригодиться и воспитателям, учителям начальной школыи репетиторам, а может и родителям, которые ищут интересные игры и задания для своих детей.

В книге собран опыт проведения игровых занятий по математике, и отобраны самые удачные игры из курса «Мышематика – игровая математика».

Детям-дошкольникам часто бывает скучно долго сидеть за столом. Более того, многие дети намного лучше думают, когда у них есть возможность двигаться. И наоборот, если мы пытаемся надолго усадить детей 5-6 лет за парту, они тратят уйму энергии на то, чтобы просто удержать себя за столом, и начинают постоянно отвлекаться. Как же быть?

Мы предлагаем многие задания совмещать с движением. Вот примеры игр из курса «мышематика»

«Звери в домиках»

Предположим, у нас есть группа из 10-12 дошкольников, и мы хотим проверить, хорошо ли они умеют соотносить количество предметов и цифры от 1 до 8. Можно усадить всех за стол, и дать каждому листочек с заданием. Кто-то сделает быстро, кто-то спишет у соседа, кто-то будет занят своими делами. А можно предложить детям игру: на полу раскладываем тарелки с числами от 1 до 8, это домики. А потом каждому из детей даём по одной карточке из игры «турбосчёт». Если нарисовано на карточке 7 ёжиков – неси их к домику с цифрой «7», а если нарисовано 3 птички – ищи домик с цифрой «3». Отнёс – беги за следующей карточкой.

Что мы имеем в итоге: каждый из детей занят, у каждого своё задание, и каждый считает сам, не «списывая» у соседа. Каждый может работать в своём темпе, и все заняты делом.

А теперь, когда все карточки отнесены по домикам, можем предложить новое задание: «принеси мне 2 карточки, на которых всего 10 зверей» – и дети снова будут пересчитывать, и каждый будет придумывать своё решение этой задачи.

«Сколько шагов до кошки». Все дети выстраиваются в шеренгу у стены. Один из детей стоит в нескольких шагах от них, он – котик. Ведущий просит угадать, сколько шагов до котика. Дети называют свои гипотезы, а потом один из детей шагает и проверяет. В итоге дети начинают оценивать расстояние в шагах всё лучше и лучше, и счёт для них становится более понятным.

«Точки на спине» Если мы играем вдвоём с ребёнком, то можно предложить ему сосчитать точки … на спине. Детям очень сложно бывает пересчитывать то, что они не видят. Мы нажимаем ребёнку пальцем в спину не слишком сильно, и просим посчитать и показать ответ на пальцах.

На занятиях «мышематика» мы часто считаем шаги, прыжки и счёт на пальцах, потому что маленьким детям важно не только выучить названия числительных и запомнить скороговорку «одиндватричетырепять…», им надо пропустить все эти знания через своё тело. Раньше дети много играли в подобные дворовые игры («машина ехала, стоп», «штандер – стоп» и др), но сейчас мало кто из детей знает правила подобных игр.

«Кар – гав – мяу!» арифметическая подвижная игра, в которой мы используем условные обозначения. «кар!» – надо один раз поднять руки, как птичка. «Кар-кар-кар!» – надо поднять руки 3 раза. «Гав!» – надо один раз топнуть. «Мяу!» – надо вытереть ротик как котик.

«Кар-кар!» «Мяу-мяу!»  «Гав!» – сможете ли вы запомнить и выполнить нужное количество движений?

«Кубик выбирает движения» Иногда мы используем на занятиях игральный кубик. Дети выбирают движение, а потом бросают кубик. Выбрали топать, и на кубике выпало 3 – значит, надо 3 раза топнуть. Выбрали прыгать, выпало 5 – надо 5 раз подпрыгнуть.

Если мы хотим предложить детям арифметические задания, и в то же время хотим научить их писать что-то за столом, то мы тоже часто используем игральные кубики. Например, просим бросить кубик – и сколько выпало, столько приклеить красных игрушек на нарисованную ёлочку. А потом бросить кубик второй раз, и столько повесить на ёлочку жёлтых игрушек. Потом написать пример – сколько всего игрушек на ёлочке. Получается, что каждый из детей наряжает свою ёлочку, и у каждого своё задание.

Многим детям очень нравятся тематические уроки, например, в работу и магазин. Каждый из детей выбирает себе посильное небольшое задание (например, собрать из конструктора какую-то фигуру по схеме или продолжить 1 строчку узора по клеточкам), и за выполненное задание получает игрушечные монетки (например, счётные кубики). А потом на эти игровые деньги можно купить в магазине наклейки или картинки – и унести их домой.

Урок-квест – игровая форма работы, во время которой каждый из детей ищет нужные ему ответы среди развешенных на стенах картинок. Например, развешены карточки с детьми и списком конфет – у кого сколько. И один ищет детей, у которых шоколадок больше, чем леденцов, другой ищет тех детей, у которых ирисок столько же, сколько шоколадок.

Каталог пдф-тетрадей, пдф-игр и уроков-квестов

Ближайшие семинары в январе-феврале 2022

Записи семинаров про математику для дошкольников

Записи семинаров про математику для школьников

Запись семинара логопеда Лили Луконьковой про игры с чтением для дошкольников

Запись семинаров “Лето перед школой