Что такое урок-квест?
Урок-квест – необычная форма проведения урока. Такая форма урока помогает учителю не только проверить знания учеников по какой-то теме, но и посмотреть, в какой мере ученики умеют выполнять самостоятельно каждый своё задание.
Вы можете сами выбрать, на какую тему проводить урок-квест (можно называть его урок-поиск, урок-находилка, если вам не нравится слово «квест») Детям мы не произносим название «урок-квест», а говорим сюжет истории, и приглашаем их присоединиться к игре, к поиску. А слово «урок-квест» используем как обозначение такой формы работы. В формате квеста можно проводить контрольную работу и проверять знания учеников по теме, которую мы уже «прошли».
Каталог наших квестов, тетрадок в формате пдф, раскрасок и игр под распечатку.
Видео-обзор нескольких квестов сразу
Мы предлагали нашим дошкольникам 5-6 лет такие квесты (все эти квесты отлично подходят и для учеников начальной школы, для развития внимания и для знакомства с такой формой работы как урок-квест):
«Варежки с узором» — квест на внимательность и развитие графических навыков, а также на понимание идеи право-лево. Надо найти все варежки, у которых снизу определённый орнамент (полоска, зубчики, волна), и скопировать узоры именно с таких варежек.
«Найди носок» — квест аналогичный варежкам, но с парными носочками и узором по краю. В квесте с носочками больше мелких и сложных элементов, мы его рекомендуем давать с 6 лет.



Квест «Наряди ёлочку» — тоже аналог квеста «Варежки» по сути. Надо найти все 6 ёлочек определённой формы, и с них срисовать все игрушки. Он самый сложный, с элементами каллиграфии, его мы рекомендуем с 7-8 лет.



«Автобусы и пассажиры» (или сундуки с сокровищами) — квест на внимательность, узнавание последовательности символов и развитие графических навыков. Надо найти и скопировать все четвёрки символов, в которых есть такие 2 элемента, скажем, треугольник и круг.



Квест «Яйца динозавров» — простой квест на умение копировать символы. У вас есть одно яйцо, и на нём нанесён символ. Надо найти подсказки и собрать все 4 символа, тогда можно будет выяснить, это яйцо хищного динозавра или травоядного?
Мороженое — собери по схеме, соотнеси схему с буквами и цветную схему


Таксики идут гулять: найди собачку той же формы (которая сидит в той же позе, или стоит, или поднялась на задние лапки), и у которой на курточке полоски в том же порядке. Закрась нужными цветами оставшиеся полоски. Можно играть с малышами 4-5 лет, убрав часть карточек, чтобы было проще искать нужную.



Зонтики и капельки — надо подобрать пары зонтик + капельки с одинаковыми цветами в нужном порядке
Урок-квест «ёжики ищут братьев» — надо найти каждому ёжику братика, который тащит на спине точно такой же набор фруктов и овощей.



Уроки-квесты на 6-7 лет и старше (для тех, кто уже знаком с такой формой работы, как урок-квест):
«Слова и слоги» — квест на внимательность, узнавание букв и слогов, развитие навыков чтения и развитие графических навыков. Надо найти и скопировать все слова, в которых встречается – в начале, в середине или в конце слова — данный слог. Например, один выискивает слова со слогом «РО», а другой – со слогом «ЗА»






«Мышкин сарафан« — квест на развитие внимания и умения сравнивать орнаменты. У каждого из детей в руках своя картинка с чашкой, надо найти среди всех мышек ту, у которой на сарафане именно такой узор, и узнать, как эту мышку зовут. А более сложный вариант — нарисовать такой же орнамент для этой мышки на её вещах — шапке, шарфе, варежках и вазах.
«Симметричные бабочки по клеточкам» — квест на внимание, на умение дорисовывать симметричный орнамент по клеточкам. Каждый из детей получает бабочку, у которой орнамент только на одной половине крыла. Надо найти бабочку с таким узором на двух крыльях, и скопировать орнамент.

«Чей это огород» — урок-квест на внимание, моторику, понимание идеи координат.
Мы развешиваем по стенам карточки с разными огородами, на 9 и на 16 грядок. У каждого из детей своё задание, ключ, подсказка — там нарисованы только 2 овоща на нужных грядках. Надо найти тот огород, где эти овощи расположены именно так, и скопировать к себе на листочек остальные овощи и фрукты, а заодно списать, как зовут хозяина этого огорода.



Игра понятна и интересна детям 5-8 лет.После того, как ребёнок выполнил 3-4 задания, можно обсудить идею координат и попросить записать адрес того овоща или фрукта, который ты любишь больше всего.
Урок-игра «Листья и жучки» — арифметические и логические задания с листиками. Мы устраиваем в классе листопад с бумажными листьями, красными, жёлтыми и зелёными. Листья есть нескольких видов (дуб, клён, ива), с точками — от 1 до 10.






Можно предлагать задания типа: «найди два разных по форме листика и сосчитай на них точки» или «найди три листика разной формы и разного цвета».
«Грузовики» — квест на внимательность, логику, учёт нескольких признаков и понимание идеи про круги Эйлера и пересекающиеся множества. Надо найти и выписать все номера грузовичков, которые обладают данным признаком. Скажем, в один домик – номера грузовиков с двумя колёсами, в другой – номера грузовиков с четырьмя колёсами. Потом в один домик – номера грузовиков с прямоугольным кузовом, в другой – с тремя колёсами, а на пересечении – номера грузовиков, у которых есть оба признака.
У нас есть несколько разных квестов про признаки, один из них — про грузовики, другой — про разных зверей. «Зверская логика«. Кто-то из зверей в гостях забыл свой зонтик. Он был в очках, круглых или квадратных, в шляпе или колпачке и с галстуком. Как его зовут?



«Слова из сундучка» — квест на внимательность, умение считать буквы в словах, грамотность, умение подбирать слова с нужной буквой или на нужную тему или с нужным количеством букв.
Надо подобрать и выписать, глядя на картинки, слова из трёх букв, или слова из пяти букв, или названия еды, или названия зверей и птиц, или слова с буквой «У». Слова на карточках не написаны, есть только картинки, так что количество букв в каждом слове приходится считать в уме.



«Сложи узор» — квест на внимательность и умение пользоваться таблицами. Дана таблица, в которой написано, скажем, 2 жёлтых квадрата , 1 синий квадрат и 1 жёлто-синий. Надо найти все подходящие картинки, можно их просто показать, а можно выложить из 4 кубиков Никитина «Сложи узор».
«Садовник и клумбы» — квест на внимательность, логику, умение ориентироваться в таблице, развитие графических навыков.
«Ковёр-самолёт» — квест на умение копировать символы и соотносить поле и орнамент по краю. Какие-то карточки висят правильно, а какие-то надо в уме повернуть на 90 или на 180 градусов.
Квесты для учеников 1-4 класса
Все квесты, перечисленные выше, отлично подходят не только для старших дошкольников, но и для школьников. Помимо этого, мы используем в работе со школьниками квесты, посвящённые отработке какого-то конкретного навыка или умения.
Урок-квест «Бегающая гласная» — 6-9 лет, впиши гласную в окошко и получи как можно больше осмысленных слов.






Урок-квест «Волшебные ключи» — на умение пользоваться линейкой для измерения, на внимательность, на умение рисовать узоры по клеточкам, соблюдая масштаб. В этом квесте есть ключи с тремя видами «головок», и каждого вида есть по 3 ключа каждой длины — 7 см, 8 см, 9 и 10 см. Есть разные варианты заданий, одно из них — найти три ключа одной длины с разными «головками», и все три скопировать по клеточкам на свой листок. В конце каждый получает бонус, открывает ключом сундук и получает напечатанный лабиринт.



«ЧАЩА или «жили-были в чаще жирные жирафы» — квест на внимательность, умение правильно списывать слова с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу, на умение составлять предложения по заданной схеме предложения.
«Арифметический квест: сложение двузначных» — квест на внимательность, умение правильно складывать двузначные числа, для того, чтобы получить примеры с заданным ответом. Мы предлагаем внутри этого квеста разные варианты сюжета: шифровка, волшебное зелье, поиск осколка и др.
«Почтальоны» (домики и жители) — квест на внимательность, логику, учёт нескольких признаков и развитие графических навыков. Надо найти домики с нужным числом окон, с нужным числом этажей, с нужной формы крышей, и рядом с подходящим домиком скопировать портрет жителя этого домика.



Квест «Диаграммы и конфеты» — про разных детей и их конфеты, и про то, как можно отражать информацию про разное количество при помощи столбчатых диаграмм.



Квест «График погоды» учит соотносить информацию о погоде в разных городах, и таблички с информацией про погоду в каждом городе.
Урок-квест «Звери по клеточкам» про площадь и высоту фигур. Просто считать площадь фигуры — это скучно. А вот ловить подходящих зверей, скажем, только тех, что высотой 3 и площадью 7 клеточек — намного интереснее.



Квест «Прописи» учит соотносить слова, написанные печатными буквами и письменными, помогает детям начать вычленять из слов, написанных курсивом, отдельные буквы.
В чём особенность такой формы работы как урок-квест?
Урок-квест долго готовить, если вы сами делаете свои квесты, то их довольно сложно бывает придумать и не всегда легко подобрать квест, который подойдёт вашим ученикам по уровню. Если вы угадали уровень сложности, то квест пойдёт на «ура». Однако если вы, что называется, «не попали в возраст», и задача оказалась слишком сложной для многих, то детям будет трудно выполнить задание, они будут много отвлекаться, быстро устанут, и никто не получит удовольствия от игры.
Лучше начать знакомство с квестами с заведомо простых заданий, чтобы 2-3 решения каждый мог найти легко. После этого вам будет проще в другой раз предложить ученикам более сложный квест.
Взрослым часто кажется, что задания типа «варежки» будут слишком простыми для первоклашек. Однако практика показывает, что урок-квест сам по себе – довольно сложная игра, и каждый из детей должен понять и запомнить весьма сложную инструкцию. Иногда учителю бывает сложно внятно сформулировать задание и объяснить его ученикам.
Когда вы всё распечатали, подготовили, развесили, то дальше остаётся самое трудное – старт игры. Надо объяснить задачу одновременно всем, потом раздать каждому его лист или карточку с заданием, и снова переспросить, кто уже понял, что делать, и готов отправиться на свои поиски. Первых двух-трёх учеников лучше сопроводить на первых порах, убедиться в том, что они действительно поняли задание, и потом отправить их искать дальше, и в это время выдать задания другим детям.
В идеале первые 2-3 правильных решения хорошо бы увидеть у каждого ученика, и только после этого отправлять его искать остальные решения.
Когда вы проводите первый урок-квест в группе, которая раньше не сталкивалась с таким типом работы, то для старта вам стоит пригласить ещё 2-3 ассистентов на первые 10 минут урока, чтобы они могли помочь «запустить» каждого ученика на поиски. Зато если группа уже знакома с такой формой работы, вы можете им выдавать инструкции – и половина класса сразу отправится работать, пока вы будете помогать тем, кто прослушал или что-то не понял.
Зато после этого, когда все ваши ученики поняли задание, вам остаётся только сидеть и восхищаться результатами работы, всех хвалить, поощрять, потом предлагать новое задание.
Учитывайте, что у разных учеников разный уровень самостоятельности, и кто-то из детей всё понял, всё делает правильно и приносит уже полностью сделанный лист. Кто-то всё понял правильно, но не уверен в этом, и на каждом шаге просит вашего одобрения и уточняет: «А я так делаю? У меня всё правильно?» А кто-то из детей плохо умеет просить о помощи, и он будет ходить туда-сюда с уверенным видом, и ни за что не признается в том, что он не понял, что где искать, и что куда рисовать. Урок-квест помогает выявить такие ситуации и помочь детям конструктивно взаимодействовать с другими детьми и с учителем, и сообщать о том, что какая-то часть инструкции не очень понятна.
В идеале, если уровень сложности квеста подходит для большинства учеников, а дети уже умеют решать подобные задачи самостоятельно, учителю после начала квеста уже остаётся только любоваться работами и радоваться.
В чём плюсы и минусы такой формы работы?
Урок-квест показывает, кто из учеников умеет работать над своим заданием самостоятельно, кто из учеников умеет запоминать и удерживать в голове длинную инструкцию. А заодно этот урок показывает взрослому, насколько чётко и понятно он умеет формулировать задание, и насколько он готов по-другому формулировать ту же идею, если ученик чего-то не понял.
Кроме того, урок-квест показывает, какой запас прочности у каждого из учеников (один готов искать нужные карточки полчаса, а другой устаёт и «сдувается» буквально за 10 минут). В таком случае вы должны иметь в запасе какие-то варианты – как вы будете ему помогать, предложите ему новое задание, или пройдёте с ним вместе и будете подбадривать на каждом шагу.
Вы можете отдельно поощрять учеников за упорство, за внимательность и за настойчивость в выполнении задания, за аккуратность, за доброжелательность к окружающим.
В чём сложность урока-квеста? Если у вас много учеников нерешительных, медлительных, и не привыкших выполнять длинные инструкции, то вам может быть сложно без ассистента запустить урок-квест. Когда уже все заняты и увлечены, это прекрасно, но в самом начале может возникнуть неразбериха – кто-то уже получил задание, но не понял, как его выполнять. Кто-то всё понял, но ещё не получил своё задание. Кто-то отвлёкся и прослушал инструкцию. Возможно, удобнее будет запускать учеников решать квест не всех одновременно, а группами по 4-5 человек, и когда эта группа разобралась и приступила к выполнению задания, то можно запускать следующую группу. Возможно, первый урок-квест стоит запускать не во время урока, а во время праздника именинников или какого-то вне-урочного мероприятия, куда вы можете пригласить двух-трёх помощников из числа других учителей, родителей или старшеклассников.
Для каких групп подходит урок-квест?
Урок-квест подходит для группы детей разного возраста и для детей, которые обычно работают в разном темпе. В ситуации обычного урока учителю приходится подстраиваться под средний темп класса, и для каких-то учеников этот темп слишком низкий, а для других – слишком высокий. Во время урока-квеста каждый из учеников получает своё задание, и поэтому один работает быстро, другой медленно, но быстрому не приходится никого ждать, а медлительный не чувствует себя отстающим. Главное – не сравнивать в конце, кто сделал больше, а кто – меньше, а хвалить каждого. Если кто-то из учеников начнёт хвастаться, дразниться, говорить другим, что он сделал больше или быстрее, его стоит остановить, и пояснить, что у других детей были другие задания, так что сравнивать не получится.
Урок-квест очень хорош для неуверенных и нерешительных детей, которым надо научиться работать самостоятельно, не оглядываясь на то, чем занят сосед по парте. Некоторые дети успевают ещё до школы привыкнуть к идее, что правильный ответ можно списать у соседа, или попытаться угадать ответ по лицу учителя. Урок-квест помогает таким ученикам поверить в свои силы и научиться справляться со своим заданием.
Урок-квест идеально подходит для неусидчивых и активных детей, которым сложно проводить весь урок без движения. Многие дети лучше думают, пока у них есть возможность двигаться.
Мышематика – игровой подход к обучению, и мы коллекционируем удачные игры из самых разных педагогических подходов и систем. Более подробно почитать про уроки-квесты можно в книгах А. Ершовой, В. Букатова, «Режиссура урока, общения и поведения учителя» и М. Ганькиной «Грамматическая аптечка».
Идею урока-квеста мы почерпнули когда-то именно из этих книг, и потом придумали несколько разных квестов для наших учеников.
Мы используем уроки-квесты и на очных занятиях, и даже на мышематике онлайн.
Каталог наших квестов и игр под распечатку.