Играем в прописи с детьми: первые игры

У многих детей в первом классе самые яркие негативные эмоции вызывает предмет под названием «письмо» или «прописи». Попробуем разобраться, почему так может происходить, и чем мы можем помочь первоклашкам.

Когда-то давно в гимназиях был отдельный предмет — чистописание. Писали перьевыми ручками, и там был важен нажим — чем сильнее давишь, тем толще линия. Но не все помнят о том, что дети в первом классе начинали писать простым карандашом, и чернильницу им выдавали совсем не сразу. Вы можете перечитать книгу Шварца «Первоклассница» или посмотреть с детьми этот фильм. Маленькая Маруся ждёт — не дождётся, когда же учительница разрешит ей тоже писать чернилами.

Давайте попробуем понять, по каким причинам дети могут писать буквы и слова не очень красиво.

  • Слабая моторика в целом и слабая моторика кисти
  • Плохо сформирован образ буквы
  • Навык моторного планирования недостаточно сформирован
  • Ребёнок плохо запоминает буквы и другие символы
  • Ребёнок торопится выразить мысль и пропускает буквы и части букв

Многие родители начинают заниматься прописями и подобными заданиями перед самой школой или уже в первом классе. Между тем, простые задания типа «дорисуй лучики солнышку» или «дорисуй иголки ёжику» можно предлагать детям уже в 2-3 года. Если ребёнок уже умеет пользоваться ложкой, то можно и рисовать потихонечку — у нас есть для таких детей специальная тетрадка «прописи-дорисовки». Она хорошо работает и для малышей, и для тех детей, которые по какой-то причине в 5-6 лет уверены, что они не умеют рисовать.

Очень важно помнить о том, что дети могут рисовать не только ручкой и карандашом. Чем больше разных интересных материалов вы будете использовать, тем лучше! Можно рисовать художественным углём, кисточкой, пером и чернилами — все эти материалы чутко реагируют на изменение нажима. Попробуйте сами, какие канцтовары вам самим больше всего подходят для письма (и дайте детям попробовать разное и выбрать!) Некоторым детям удобнее всего толстые фломастеры или мягкие карандаши 4М или даже 6М.

Играем в прописи — рисуем огромные буквы на асфальте и бегаем по ним, рисуем буквы в воздухе — и угадываем, что это за буква, рисуем буквы а спине…

Можно вписывать буквы одну в другую — получаются необычные буквы-матрёшки. Дети могут даже провести своё исследование — какую букву получится вписать одну в другую больше всего?

Можно делать шифровки — первая буква самая большая, вторая поменьше, третья маленькая.

Пишем на необычных поверхностях.

У вас есть дома противень для выпечки и манка? Тогда можно рисовать пальцем и придумывать игры на таком необычном экране.


Рисуем улиток разной формы — треугольных, квадратных, круглых — и одновременно тренируемся делать витки примерно одинаковой ширины

Можно писать буквы и завитушки мал-мала-меньше, как на горке, или делать орнаменты из букв и завитушек

Иногда мы не пишем буквы, а обводим тени игрушек или красивые осенние листья

Для развития моторики можно не только писать буквы, но и играть в дорисовки. Один рисует загогулину, другой превращает её во что-то узнаваемое.

Для тех, кто уже уверенно пишет печатными буквами, у нас есть урок-квест про прописи. В нём надо соотносить слова, написанные печатными буквами, и те же слова, написанные письменными буквами.

А ещё мы приготовили для начинающих писателей широкие линейки и сетки для прописей, намного шире, чем в школе.

У нас есть тетрадки «Продолжи узор» по очень крупным квадратным клеточкам и по треугольным клеточкам. Они хороши для тех, кто понимает идею, но не может рисовать по мелким клеточкам.